Исламская этика бизнеса: социологический анализ

Правовые и финансово-экономические аспекты формирования исламских финансовых институтов в России Введение к работе Актуальность темы исследования. Институт религии во все времена играл важную роль в экономической деятельности людей. Одним из важнейших трудов, посвященных выявлению взаимосвязи религии и экономики, стала работа М. Преобладающей тенденцией в современной экономической науке становится возрастающий интерес к этическому направлению в экономике, где на первый план выдвигаются вопросы морали, социальной ответственности и общественной полезности. Мировой финансовый кризис и его последствия побудили мировое сообщество к поискам нравственно ориентированных способов ведения бизнеса, формированию альтернативных финансовых систем. В последние годы все активнее вводится в научный оборот такое понятие, как исламский бизнес, отражающее совокупность соответствующих нормам исламского права экономических взаимоотношений на микро- и макроуровне в различных странах мира, независимо от того, является ли ислам преобладающей религией. Направление, возникшее более 14 столетий назад, получило стремительное распространение со второй половины ХХ в. Вся совокупность данных финансовых институтов и продуктов формирует исламскую финансовую систему, которая отличается характерными особенностями функционирования и имеет свою специфику в различных странах. Для России, страны с более чем тысячелетней историей, многонационального и поликонфессионального государства с богатым научным и культурным потенциалом, исторически развивавшимися экономическими и культурными связями со странами Востока и Запада, вопрос о влиянии национально-религиозной культуры ислама на экономическое поведение является особо актуальным. Это обусловлено как внешними, так и внутренними факторами.

Книги издательства Умма ИД

Этика бизнеса в Исламе Автор: Очевидно, чтобы торговля и бизнес были выстроены по дозволенной Шариатом схеме, соблюдались законы и принципы Ислама, изучение бизнесменом-мусульманином коммерческого права и исламской бизнес-этики является обязанностью. В Исламе этике и взаимоотношениям между людьми уделяется отдельное место. Вопросы этики связаны со счастьем человека в обоих мирах, и являются одними из важнейших вопросов Ислама. Там где нет этики, нет религии. Аятов и хадисов, регламентирующих правила торговли и ведения бизнеса, где-то обязывающих, а где-то рекомендующих, достаточно много.

Главная проблема при открытии исламского банка в России — в касающиеся хозяйственной деятельности: выплата закята, этика бизнеса, исламские.

Живой Ислам Исламская этика ведения бизнеса: Как должен вести себя на работе мусульманин? С этими тонкостями делится Рафик Биикун, профессор менеджмента и стратегии исламского менеджмента, руководитель департамента менеджмента Университета Невады, создатель сайта и онлайн-курса по исламскому менеджменту. Поступать этично мусульманскому бизнесмену в нынешнем глобальном мире — наивно?

В исламе этика управляет каждым аспектом жизни. Желание добиться мирского и вечного счастья характерно для каждого мусульманина. Но что это значит для бизнеса? Каким конкретным стандартам должна следовать компания? Какова ответственность мусульманского бизнесмена перед внутренними и внешними заинтересованными сторонами? Какого менеджера можно назвать образцом этического поведения?

Профессор Биикун — автор 4 учебников по этой тематике. В ней автор рассказывает о факторах, которые влияют на этическое поведение бизнеса в исламе, об исламской этической системе, халяльных сферах бизнеса, способах развития этического климата в организации. Владеющие английским языком могут прослушать его онлайн-курс по Исламскому менеджменту на .

Все выпуски газеты Ислам за 2012 год

Приложения 7 Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи, выделены объект и предмет исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представлена апробация результатов исследования. В соответствии с целью и задачами работы рассмотрены три группы проблем. Первая группа проблем связана с обобщением и анализом институциональных особенностей исламского бизнеса.

В первой главе обобщаются, классифицируются и определяются основные понятия, используемые в исламской бизнес-среде.

Ислам, рассматривающий жизненный путь верующего как путь поклонения. Всевышнему, относится к бизнесу и к этике бизнеса как к части поклонения, .

Учение о добродетелях и пороках. Запреты и поощрения Ряд особенностей доктринальной мысли и социально-политической организации ислама имеют существенное значение для понимания общего характера мусульманской этики. Не входя непосредственно в состав этической мысли ислама или входя туда только частично , они тем не менее во многом определяют ход этических рассуждений.

Отношение к плоти и земному существованию Среди таких моментов в первую очередь следует назвать отсутствие представления о первородном грехе. Проступок прародителей человечества расценивается как грех, однако его следствием не стала, согласно исламскому мировоззрению, общая порча человеческой природы.

Поскольку человеческая природа как таковая не претерпела порчи, естественно, что люди не наследуют грех от своих родителей и не рождаются изначально причастными злу через свою плотскую природу. Земное существование не является наказанием за грех прародителей. Поэтому мусульманская этика придерживается общего тезиса о том, что человек должен устраивать свое существование к своему благу, не нанося при этом вред живым существам и окружающему миру.

Эта оговорка составляет весьма существенный и отчетливо выраженный момент: Призыв к ненанесению ненужного вреда то есть такого, который не вызван потребностью защитить человека живой и неживой природе лейтмотивом сопровождает рассуждения арабо-мусульманских авторов по самым разным проблемам.

Исламская этика ведения бизнеса: мнение профессора исламского менеджмента

Очень часто и справедливо говорят, что ислам — это не только или не столько религия, сколько некий культурно-цивилизационный тип, ценностно-нормативная система, которая формирует особый историко-культурный тип человека. Ислам как явление исторического порядка появляется в веке нашей эры и связан с деятельностью пророка Мухаммеда, который и считается основателем ислама. Но с точки зрения самих мусульман ислам — явление внеисторическое.

Это некая универсальная метафизическая традиция, своего рода изначальный монотеизм то есть единобожие , универсальное Откровение, которое раскрывается в цепи пророков, куда входят те же самые персонажи, о которых говорит Ветхий Завет, библейская и околобиблейская традиции. Но это не переводы, это паллиативные, то есть неисчерпывающие описания. То есть ислам — это мир с Богом, примирение человека с Создателем, духовная и метафизическая гармония.

Часть 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ бизнеса И ОСОБЕННОСТЕЙ ИСЛАМСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Глава I СУЩНОСТЬ ЭТИКИ бизнеса.

Определение используется некоторыми лицами, согласно г-ну Анас Зарка. Фикх[ править править код ] К традиционным исламским концепциям, связанным с экономикой, относятся: Присутствие какого-либо элемента чрезмерной неопределенности в контракте запрещено. В то время как исламское право не различает ибадат ритуальное поклонение, такое как молитва или пост или муамалат действия, связанные со взаимодействием и обменом между людьми, такими как продажа и гарантии , ряд ученых Оливьер Рой, Тимур Куран, Омар Норман отметили давность работ по экономическим вопросам в исламском мире и различие между экономикой, социальной наукой и исламской экономикой, то есть исламским правом или юриспруденцией, регулирующей экономические вопросы.

Среди них Абу Юсуф , Аль-Маварди. В введении своей работы История мира Китаб аль-ибар Ибн Халдун писал о том, что сейчас называют экономическая и политическая теория, или Мукаддима. Он обсуждал то, что он называл асабия социальная сплочённость , которую он рассматривал как причину расцвета одних цивилизаций и упадка других. Ибн Халдун предполагал, что многие общественные факторы цикличны, хотя они могут резко изменить траекторию развития, что нарушит систему.

Его идея о выгодах разделения труда также связана с асабия, чем крепче социальная сплоченность, тем более сложная система разделения труда может быть создана и тем более высокие темпы роста достигнуты. Он отмечал, что рост и развитие положительно стимулируют спрос и предложение, и что силы спроса и предложения определяют уровень цен на рынке. Он также отмечал, что на развитие влияют макроэкономические факторы, такие как рост населения, развитие человеческих ресурсов и технологические достижения.

На самом деле, Ибн Халдун считал рост населения прямой функцией богатства. Известный мусульманский националист и автор 20 века Мухаммед Икбал, например, не обращался к религии в своих работ об экономике.

Исламская этика бизнеса

Специфика делового общения с иностранными партнерами 7. Особенности деловой этики иностранных партнеров На сегодняшний день российская деловая среда стоит на пороге формирования новых принципов деловой культуры и практики, которые позволили бы ей еще активнее включаться в мировой рынок. Для подобной адаптации и интеграции необходимо знать особенности поведения деловых людей в других странах.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИСЛАМА . 4 Петрунин О.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. Отметим, что этические нормы бизнеса в ис-.

Когда нравственный человек и человек безнравственный вступают в борьбу, то безнравственный при прочих равных условиях имеет больше шансов на победу. А почему и кто несет ответственность за утвердившееся в современном обществе мнение несовместимости нравственности и успешного ведения бизнеса?! Ответственность эту несет само общество в целом и отдельные представители деловых кругов, связанных с крупным мировым капиталом.

Отсюда вытекает вопрос, — какие показатели являются наиболее важными для большинства субъектов коммерческих отношений, при оценке успешности своей деятельности?! К сожалению, на текущий день, это показатели, выражающие лишь финансовую эффективность инвестиционных проектов, при этом социальный эффект и социальная значимость остаются малозначимыми факторами в перечне конечных целей реализуемого проекта. Основной движущей силой для внедрения нравственных ценностей в сферу бизнес - отношений, несомненно, является сила веры, так как бизнесмены всё активнее обращаются к ценностям и традициям, заложенным в культуре и религии народов, в богатом историческом наследии.

Рассмотрим позиции двух доминирующих в РФ религий, в контексте наличия фактора нравственности в предпринимательской деятельности. Священный для мусульман Коран представляет свод морально-нравственных законов, регулирующих поведение в разных сферах общественной жизни, включая экономическую. Это, прежде всего, касается представлений о собственности, труде, как источнике благосостояния, греховности накопительства, ростовщичества, несправедливых способов обогащения, взаимозависимости интересов общества и индивида, а также вопроса о справедливом перераспределении материальных благ в обществе путем осуществления обязательных и добровольных пожертвований и уплаты различных налогов".

Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный на максимизации личной выгоды и выгоды для общего социального благосостояния.

Этика бизнеса в Исламе

Мы с мужем женаты около 9 месяцев, у нас скоро будет ребёнок. И мы, по крайней мере я, счастлива, пока не приезжает свекровь. Она живёт в другом городе, недалеко, 3 часа езды, и она очень тяжёлый человек. Не остается в стороне и сфера экономических взаимоотношений. Более того, данный аспект жизни человека является одним из важнейших в исламе. Все предписания и нормы ислама, содержащиеся в Священном Писании мусульман — Коране — и жизнеописании пророка Мухаммада — Сунне, в совокупности составляют шариат араб.

Что общего у ислама с христианством и иудаизмом, когда Монотеистическая этика всегда предполагает как минимум усилие над.

Одной из задач исламской этики, как и любой другой этики, является объяснение и обоснование того, почему именно те или иные ценности получают статус основных, какова природа и причина их обязательности, в каком отношении ценности профессиональной этики находятся к другим формам регулирования производственной деятельности. Исламская хозяйственная этика основана на положениях Корана и сунны. Совокупность закрепленных в Коране и сунне предписаний является источником норм мусульманского права - шариата.

Шариат включает мусульманское право фикх , которое является его составной частью. Фикх содержит оценочные категории, разрешаемые действия халалъ и запретные действия харам , одобряемые мустахаб и порицаемые макрух. Шариат - божественное законодательство, отличающееся от светского тем, что оно создано Аллахом и закреплено в Коране и сунне. А светские законы разрабатываются и принимаются уполномоченными органами законотворческой структуры.

Но в целом шариат - это гибкая система законов, регулирующих все стороны жизни, включая хозяйственную, нормы морали и этики, обряды и праздники и многое другое. На шариате основано законодательство Ирана, Судана, Саудовской Аравии, Пакистана, а в большинстве мусульманских стран существуют две правовые системы светская и шариатская. Последняя применяется в области наследования, семейных отношений и благотворительных фондов.

В мусульманском мире превалирует мнение, что в исламе, в отличие от христианства, не проводится различий между духовной и хозяйственной жизнью верующего, обе эти сферы регулируются шариатом.

Правила ведения бизнеса в исламе

Он был организован Советом муфтиев России, Московским исламским университетом, банком"Бадр-Форте", Исламским Банком Развития для представителей религиозных и государственных организаций, российских и зарубежных научных центров и представителей российского бизнеса. На заседаниях семинара широко обсуждались вопросы хозяйственной деятельности различных, в том числе и религиозных, организаций, возможности использования исламских экономических и финансовых инструментов, сотрудничества между религиозными организациями и экономическими и финансовыми институтами, между мусульманскими организациями и государственными структурами в России.

Доклады на семинаре были посвящены концепции исламской экономики, ее роли в развивающихся странах, формам исламского финансирования, его этическим принципам, хозяйственной деятельности мусульманских организаций и управлению их финансами, особенностям исламского страхования, перспективам развития вакуфных учреждений и т.

Взаимоотношение этики и экономики. Влияние религии, морали, культуры на экономическое поведение человека. Этика бизнеса как прикладная.

Понедельник 18 Февраль х. Социальная ответственность бизнеса на примере исламских стран Согласно данным постулатам Бог есть создатель, обладатель и источник всего мироздания. Он доверил человеку использовать ресурсы, поэтому человек ответствен перед ним как эти ресурсы используются. Свобода человека священна и неприкосновенна до тех пор, пока она не конфликтует с интересами общества или пока индивидуумы не нарушают права других.

Лучше допустить ущемление частного интереса, чем общественного тогда, когда из двух зол приходится выбрать меньшее. Этот же юридический принцип применяется в связи с требованием к власти в исламском обществе защищать слабые и неимущие слои населения: Главное внимание в исламской экономической системе обращается на состояние человеческих отношений в экономической жизни, на нравственные принципы экономических отношений, которые должны содействовать целям процветания исламского общества в целом.

Организации играют важную роль в обществе и в связи с этим несут ответственность, основанную на их статусе в обществе. Они могут существовать только до тех пор, пока определенное общество признает их легитимность. Она помогает решать задачу достижения согласованности целей компании с целями общества. Ответственность в этом контексте означает ее компании ответственность перед обществом упрочивать социально-экономическую справедливость в рамках ее возможностей. Исламские ученые называют в качестве пояснения системы достижения социально-экономической справедливости в исламе такие его доктринальные положения как обязательство выплаты с дохода и имущества своего рода религиозного налога закят , создание благотворительных фондов вакф , подаяние и благотворительность саадака , беспроцентный заем кард аль хасан и другие [ , , , .

Запрет взимания и выплаты процентов рибы , лежащий в основе исламских банков, также является еще одной важной основой этой системы.

А.В. Смирнов. Архитектоника мусульманской этики